Юлия Глазырина

Ежедневно совершаю экспедицию в пермский период



Руководитель проекта «Открой пермский период!», главный куратор Музея пермских древностей, заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея. Окончила географический факультет Пермского государственного национального исследовательского университета по специальности «Природопользование» и Московскую высшую школу социальных и экономических наук по специальности «Менеджмент в сфере культуры». Лауреат премии «Посол Пермского края».

Цитатник

  • «Силу и энергию для дальнейших дел мне дает мой дом и понимание, что мы все в определенный момент превратимся в кости».
  • «Музей — это банк данных, банк смыслов, это история, доступная в самых разных плоскостях».
  • «Динозавров любят, потому что они необъяснимы, но находятся рядом с нами».
  • «В самые сложные минуты человек обращается к тому, что является незыблемым: смотрит на звезды, на горящий огонь, на скелет мамонта».

Моя история

Я родилась в Перми. Мама связана с культурой, папа с природой, и в итоге получилась история на стыке природы и культуры.

Я всегда очень любила географические карты: это настолько сложная и многослойная пространственная история! Если бы мы взяли любую карту и начали ее описывать словами, у нас бы ушел не один том Большой советской энциклопедии. Мне очень нравится этот концентрированный шифрованный формат.

Мой научный руководитель во время «первого» обучения в университете Георгий Анатольевич Воронов — которого все любили не только потому, что у него кудрявая шевелюра и он внук Генкеля, но и потому что невероятной глубины человек, — посоветовал в 2009 году пойти в отдел природы Пермского краеведческого музея, который в то время находился в процессе переезда. Это стало моим первым и единственным на данный момент местом работы.

Из огромного зала, где не было ничего, кроме толстого слоя пыли и двадцати закрытых на саморезы и опечатанных ящиков, за эти годы получился Музей пермских древностей. Его возникновение и развитие — междисциплинарная командная история, и мне иногда даже неловко, что я являюсь ее лицом: здесь работает очень большая талантливая команда.

Очень повезло, что становление Музея пермских древностей произошло на волне Пермской культурной революции: нас сразу вынесло этой волной к пониманию необходимости грамотного дизайна пространства будущего музея. Современный дизайн — это не оформление, а коммуникация, это не цвет стен и расстановка динозавров на плоскости, а способ рассказа. Рассказа о том, что такое геологический масштаб времени, что человек — это маленькая часть истории развития Земли, а до нас было еще 4,5 миллиарда лет и т. п.

Человек сейчас в точке, когда должен понимать, что за ним ответственность не только за прошлое, но и за будущее. Мы в музее делаем большой и важный проект под названием «Добро пожаловать в Антропоцен!»: в 2016 году на Международном геологическом конгрессе в Кейптауне мировая научная общественность впервые утвердила, что человек стал мощной геологической силой, и его деятельность останется в слоях Земли, даже если он полностью исчезнет в эту же минуту как вид.

Музей пермских древностей — это очень маленькое деревце, которое выпустило ветки в разные стороны и проросло в сердца многих людей. Мы это понимаем, потому что чуть стоит приглушить какую-нибудь часть нашей деятельности, как сразу поступает шквал встревоженных звонков и сообщений. Видимо, есть в музее какой-то дух очарования, открытости... Но вообще музей — это двери в вечность. В 1943 году, в разгар войны, в нашем краеведческом музее прежде всего расконсервировали отдел природы: чтобы люди могли прийти и посмотреть на то, что не меняется, несмотря на все социальные потрясения и войны.

Когда в 2010 году Музей пермских древностей был еще только двухмесячным проектом на вокзале Пермь I, мы поняли, что хотим сформировать сообщество тех, кто будет подрастать вместе с музеем. Тогда придумали Детскую палеонтологическую конференцию. Принимая работы, не ставим никаких фильтров: несмотря на то, что 95 процентов детей, которые участвуют в этом действе, никогда не станут ни палеонтологами, ни учеными, здесь, в естественно-научном музее, они получат системный взгляд на мир, который позволит им быть очень устойчивыми, понимать, что такое время и пространство, уметь говорить о явлениях разного масштаба.

В 2011 году я поступила учиться в Московскую высшую школу социально-экономических наук, которые многие знают как Шанинку по имени ее основателя Теодора Шанина. На тот момент все, кто формировал музейную карту России, либо являлись выпускниками Шанинки, либо работали в ней, либо готовы были через год-два прийти учиться. Это обучение сформировало мое поле профессиональных компетенций и позволило переключить внутренний масштаб не только на геологический, но и на планетарный. Тогда я увидела и осознала, что музейное поле во всем мире очень чутко реагирует на запросы общества. Музей сейчас не только меняется, но и готов быть на шаг впереди менее поворотливых, менее пластичных институций. Важно, что при этом музей по-прежнему обладает ресурсом подлинности, ресурсом коллекций и ресурсом того, что он фактически хранит ускользающую память человечества.