Светлана Бердникова

Отношусь к керамике очень лично и трепетно



Родилась в поселке Всеволодо-Вильва. Окончила машиностроительный техникум в городе Александровске. Соорганизатор ландшафтного фестиваля «Terracotta на Вильве», керамист, мастер гончарной «Artель». Педагог дополнительного образования, учит детей керамике.

Цитатник

  • «Всеволодо-Вильва — это моя родина, мое вдохновение. Посидишь на холме, посмотришь вдаль, подышишь воздухом — и ты снова полон сил».
  • «Я люблю всё, что можно сделать руками: в этом можно максимально проявить себя».
  • «Сама я говорю громко, но не люблю, когда люди кричат».
  • «Для хорошего дела нужно хорошо сосредоточиться».
  • «Люблю книгу „Слепой музыкант“ Короленко, я то и дело вспоминаю сюжеты этого повествования».
  • «Керамика — это медитация. Когда лепишь, чувствуешь себя».

Моя история

Я родилась во Всеволодо-Вильве, как и мои родители. К творчеству моя семья особого отношения не имела, но двоюродный дедушка очень хорошо рисовал: я находила на чердаке его акварельные вильвенские пейзажи, и каждый раз они поражали меня своей красотой и простором.

К творчеству меня всегда тянуло: с детства лепила, мама коробками покупала мне пластилин, и дом был полон всяческих лягушат, собачек и кошечек. Мне, как всякому ребенку, постоянно хотелось что-то делать своими руками.

Первая арт-резиденция во Всеволодо-Вильве, организованная фондом «Юрятин», прошла в 2010 году. Перед ней организаторы исследовали нашу территорию, узнали, что здесь есть карьеры с качественной белой глиной — практически чистым каолином, нашли заинтересованных людей среди вильвенцев и обучили их работе с глиной. Среди этих людей была и я, находившаяся тогда в поиске своего дела.

В 2011-м, через год после арт-резиденции, был проведен первый фестиваль «Terracotta на Вильве»; в этом же году Всеволодо-Вильва получила статус Центра культуры Пермского края. Летом 2018 года фестиваль прошел уже в восьмой раз. «Terracotta» объединяет мастеров, работающих с природными материалами, но в разных техниках. Объявляем конкурс, керамисты присылают свои работы, и мы выбираем самых интересные и необычные. Мастера учатся друг у друга; мы, как хозяева, тоже рассказываем о наших техниках и открытиях. Две недели фестиваля проходят в дружеской и по-настоящему творческой атмосфере.

Темы «Terracotta» всегда разные, но, так или иначе, они сводятся к первоэлементам жизни: «Свет», «Структура пространства», «Звук», «Стихия слова»... На фестиваль художники прибывают налегке, без своих работ, и постепенно придумывают идею и свой проект. Параллельно мы проводим мастер-классы для взрослых и детей: бывает, с утра подходишь к нашим палаткам, а там уже людей набилось, и все уже что-то делают, разрисовывают, лепят... В финальный день фестиваля проходит выставка получившихся произведений, концерт и заключительный демонстрационный обжиг. Мы строим небольшую топку, сверху ставим скульптуру, над которой мастера работали все эти дни, обматываем ее каолиновой ватой и начинаем обжигать. К вечеру перед публикой открываем статую, снимая с нее обмотку, и эта раскаленная фигура ярко светится в вильвенских сумерках. Часть этих скульптур сейчас выставлена в Доме культуры в соседнем поселке Карьер, но мы очень хотим открыть собственную галерею керамики во Всеволодо-Вильве.

Лепить для себя приятно и полезно, но нужно передавать опыт дальше, поэтому я выучилась на педагога дополнительного образования по прикладным искусствам. Дети должны лепить, это для них естественно. Речь не только и не столько о развитии мелкой моторики, но о том, что ребенок проявляет себя через лепку и показывает именно то, что ему интересно. Я счастлива, что на моем пути случилась керамика: этот процесс дает мне так много сил и энергии, что я совсем не чувствую усталости от работы. Иду в мастерскую и отчетливо понимаю зачем — чтобы учить детей тому, что умею я, чтобы самой учиться лепить и жить.