Сергей Ажгихин

Оса бурлит

Родился в 1964 году, в 1989 году окончил Пермский политехнический институт. Предпринимательством занимается с 1991 года, вместе с супругой Анжелой и старшим сыном Андреем, который после окончания Высшей школы экономики в Перми вернулся в Осу, младший сын студент того же вуза. Сергей также занимается развитием городской инфраструктуры, экстремальных видов спорта, является депутатом Земского собрания Осинского муниципального района.

Цитатник

• Хочется, чтобы люди не от нас уезжали, а к нам приезжали.
  • Совместными усилиями предпринимателей, предприятий, власти Осы берег Камы преобразился. Это то, что нас объединяет.
  • Этот город нас воспитал, сделал людьми, мы ему должны и хотим помочь развиваться.

Моя история

Я и мой старший сын Андрей занимаемся аква-, квадро-, снего- и прочим экстримом. В июне 2016 года позвонил Ильдар Маматов и сказал: «Сергей, надо придумать что-то особенное, есть возможность пригласить в Осу журналистов из Москвы». С этого всё и началось.

В Перми как раз проходили соревнования на водных мотоциклах. Мы приезжаем, знакомимся и приглашаем всех в Осу выступить. Ребята бросили все свои дела и 15 аквабайкеров и два снегоходчика, один из них — мой сын Андрей, приехали в наш город. Порядка шести тысяч человек вышли на берег Камы посмотреть, как снегоход едет по воде, а также на выступление гидроциклистов и флайбордистов. Так мы поняли: интерес есть. Фестиваль назвали «Оса — акватория Беринга». Именно в этом месте в далеком 1733 году Витус Беринг причалил к берегу, провел порядка сорока дней в городе, готовясь к переходу по суше. Массу открытий, подвигов совершила Великая Северная экспедиция под началом Беринга. А кто с ним шел, кто делал переправы через реки, кто пробивался через тайгу, кто на руках переносил ученых, картографов через болота? Как раз такие «безбашенные», как сегодняшние любители экстремальных видов спорта. Поэтому в Осе строится сквер имени Беринга, открыта памятная доска с именами русских офицеров и памятник участникам экспедиции. Экспозиция музея, связанная с пребыванием Беринга в городе, также расширяется.

Малые города не избалованы зрелищами. На второй год мы сделали уже не показательные выступления, а соревнования. Состав участников серьезный и сильный. К нам приезжают спортсмены мирового уровня. В 2017 году приехали 34 спортсмена из 9 городов страны. В 2018 году уже 50 из 15 городов. Соревнования достигли уровня Кубка России. По количеству участников мы, я полагаю, вошли в десятку. Встали в ряд таких городов, где проводятся соревнования и фестивали по водному экстриму, как Сочи, фестиваль на Байкале и в Подмосковье, городе Конаково. А по количеству зрителей в первую тройку. Гостей в 2018 году было порядка 12 тысяч человек. Внушительная цифра, если учесть, что в городе живет 22 тысячи. Оса просто бурлит в эти дни.

Порядка семидесяти человек — это волонтеры, которые обеспечивали на мероприятии охрану, безопасность, подсказывали, рассказывали — в общем, помогали. Несколько человек из города после соревнований приобрели спортивную водно-моторную технику. Приезжают люди тренироваться и учиться управлять флайбордом, аквабайком на нашей акватории. Ничего подобного раньше не было. Мы поставили трассу. Люди приходят на берег, когда мы тренируемся, и с удовольствием смотрят на трюки, гонки и прочее.

Я считаю, что Оса интересна с точки зрения именно таких мероприятий. Наша акватория идеально подходит для проведения соревнований по водным видам спорта в формате фестиваля и не только летом. Нам понятно, куда двигаться, куда идти. Уже проводятся гонки на автомобилях по льду. Но нужна инфраструктура, условия для проживания гостей, спортсменов. Хочется сделать так, чтобы вы приехали, разместились в хорошем, удобном месте, где было бы комфортно и уютно в любое время года. Оса не обижена природными красотами: река, луга, лесной заказник прекрасны в любое время года. Наши предки, которые основали город в 1591 году, выбрали для проживания одно из красивых мест Прикамья.

Когда мы путешествуем на квадроциклах или уезжаем на север Прикамья для катания на снегоходах, кроме как гостиницы «две минус» звезды ничего нет. В палатке хорошо, но потом все-таки хочется в душ.

В летом 2018 года мы взяли в аренду берег площадью 11,5 тысяч квадратных метров. Это было заброшенное пространство старого речного грузового порта. Разрушенный берег, обрыв два метра высотой, в таком состоянии он нам достался за неделю до соревнований. Как смогли облагородили, привели в порядок. Для приезжих спортсменов и групп поддержки организовали палаточный лагерь. Тогда же, летом 2018 года, на месте проведения фестиваля было сделано берегоукрепление, отсыпан пляж, построены две площадки для пляжного волейбола. Для этого нам пришлось выровнять большие площади берега, выкорчевать кустарник, завести тысячи кубометров земли, ПГС, песка. В итоге совместными усилиями наш берег преобразился. Более 1 млн рублей было потрачено на благоустройство этой красивой, но в тот момент запущенной территории. И это не бюджетные деньги, а бескорыстная помощь моих друзей-предпринимателей, предприятий и организаций города. Огромная помощь районной власти. На субботники выходили сотрудники администраций и района, и города. Результату рады все, и теперь это наше объединяющее начало. Всем огромное спасибо за помощь и поддержку. Нам одним бы никогда не суметь сделать такое. И после фестиваля открылся городской пляж, со спасательным постом и свежим песочком. На пляже уже мамы с детьми — другой, приятный контингент, для которого хочется стараться. Масса людей приходят на берег купаться. И, конечно, людям нравится, что стоят урны, всё чисто, убрано. И есть еще на что посмотреть.

По сей день преображаем эту территорию, через какое-то время здесь можно будет причалить на судах. Продолжаем строительство, а молодые ребята приходят просто помогать. За очень небольшие деньги, очень сильно помогают. Они знают, что эта работа — задел на будущий год, что приедут спортсмены, быть соучастником процесса для них очень важно.

Делаем причал, места хранения и обслуживания техники, благоустраиваем территорию, в планах — набережная, строительство гостевых домов, кафе и гостиницы. Разрабатывается генплан развития территории. Для нас она действительно большая, надо всё учесть, разместить детские и спортивные площадки, зоны отдыха, прокат и т. д. Идей очень много.

Оса становится центром притяжения тех, кто занимается водными видами спорта, добавляются другие спортивные состязания. В 2019 году проведем турнир по пляжному волейболу. Фестиваль будет трехдневным, расширяются география и состав участников. Бюджеты растут, выходим на общероссийский уровень. Нам становится тяжело, справляемся с трудом, надеемся, что начнет поддерживать администрация губернатора, крупные предприятия. Районный бюджет очень ограничен и решает многие повседневные, «злободневные» задачи. Я по депутатской деятельности знаю это очень хорошо. Но останавливаться мы в любом случае не собираемся. Несмотря ни на что.

Упоминание нашей фамилии в этих местах идет с далекого 1646 года. Этот город нас воспитал, сделал людьми, мы в нем выросли, мы его любим, мы ему должны и хотим помочь развиваться..