Нина Горланова

Счастье — это быть нужным. Старайтесь быть нужными



Родилась в селе Верхний Юг Чернушинского района Пермской области. В 1965 году поступила на филологический факультет в Пермский государственный университет, переехала в Пермь. Окончила университет в 1970 году, работала на кафедре русского языка, а затем библиотекарем в школе рабочей молодежи и методистом в Доме творчества юных. Печатается с 1980 года. Член Союза российских писателей с 1992 года.

Цитатник

  • Я черпаю энергию из молитв.
  • Счастливой меня делает волонтерство, выставки моих картин и публикации моих книг в Европе, общение с внуками!
  • Самое любимое дело — чтение.
  • Главное достижение в жизни — я стала терпимее к людям, никого не осуждаю.

Моя история

Я с 6 лет вела записные книжки. В три года перенесла желтуху, и в больнице за сорок дней, которые я там провела, девочки-школьницы научили меня читать. Читала я очень быстро и много, выписывала понравившиеся строки. Эйнштейн считал, что успех зависит от формулы: х=а+b+с, где а — умение работать, b — умение отдыхать, с — умение держать язык за зубами. Формула мне не пригодилась. Работать — да, я любила. А отдыхать всегда было некогда, тем более — держать язык... и я стала со временем записывать случаи из жизни. Вот они и пригодились.

С первого курса я работала в многотиражке университета, потом — в городских газетах. Наконец, стала писать рассказы. Мне еще на выпускном вечере Римма Васильевна Комина сказала, что я буду писать прозу. Вскоре мы с Катей Соколовской в соавторстве начали работать над романом «Коридор» — в духе Булгакова. Бросили, так как я стала писать одна. Дело было так. У Соколовских на новогоднем вечере я была гейшей. И вот Юзефович и Королев обсуждают повесть Королева, а я-то гейша — на столе якобы расставляю салаты, а сама слушаю. Лёня Юзефович говорит: «Почему героиня в 30 лет только целуется — она должна идти дальше».

И я всё поняла: «Литература должна правду жизни отражать!» А нас-то учили, что реализм — это типический герой в типических обстоятельствах. И вот забор из терминов рухнул. «Ведь я могу писать правдиво! Скорее бы закончился вечер, я — домой, писать! Правдиво!» Так из вечеринки родилась Горланова-автор.

Потом я вышла замуж и долго писала в соавторстве с мужем. Это проза, где смех сквозь слезы. Муж у меня очень остроумен. Сейчас я снова пишу одна — мне 71 год, не стало сил спорить, мужчины ведь такие спорщики.

До сих пор я пишу и публикуюсь. До перестройки мне приходило много писем, мои публикации волновали читателей. С некоторыми я дружу до сих пор. Сейчас в фейсбуке получаю отклики — иногда очень злые, но в основном яркие.

В век интернета жить интереснее во многом. Во-первых, компьютер помогает быстро писать. Я с экраном в Новый год чокаюсь, ведь это мой товарищ! У меня вышли в Париже две книги, одна в Германии. Всё общение — по электронной почте. Как переводчица без интернета переводила бы наши сложнейшие метафоры?

Когда я стала ездить в детское онкологическое отделение и учить детей писать картины, семья меня поддержала. Они покупают картон и краски для уроков.

В детстве я мечтала открыть лекарство от всех болезней: смешивала сладости и угощала подруг, уверяя, что это лекарство. А сейчас жалею, что нет мифологемы византизма, то есть нет внимания к культуре. Мне бы открыть свою галерею, издать полное собрание сочинений!.. Об этом и мечтаю: о галерее, о собрании сочинений в десяти томах.

В проекте «Журнальный зал» у меня более 110 публикаций, и в каждой: роман, пьеса или два-три рассказа. И это только с 95 года, а я публикуюсь в журналах с 1980-го.

Главная книга моей жизни — стихи Мандельштама. А из моих книжек выделю «Роман воспитания», написанный в соавторстве с мужем.

Я все свои картины люблю, но особенно «Раскулачивание». Это история моего деда по отцу: когда всё отобрали, бабушка умерла от разрыва сердца. Если честно, я стыжусь того, что не понимала моих бабушек — любила только тех, кто ценил Пастернака и т. п. А на самом деле мои бабушки смиренные были выше всех. Но я поняла это поздно.