Никита Семенов

Задачи, связанные с созданием дизайн-школы, нам интересны, потому что это длинные истории, влияющие на людей, город и страну



Родился в 1988 году. Окончил факультет прикладной механики и математики Пермского государственного политехнического университета. Кандидат технических наук. Сооснователь студии графического и предметного дизайна «Кама», директор фабрики «Макет», арт-директор и куратор школы дизайна «Точка».

Цитатник

  • «Все проекты, где я участвую, — для того, чтобы приносить пользу миру».
  • «Говорить „нет“ — это очень полезно».
  • «Дети предлагают фантастические решения, которые можно отправлять на лучшие конкурсы мира».
  • «Я не считаю, что Пермь — это суперограничение. Развитие технологий позволяет делать вещи, которые выходят за рамки города и влияют на всё вокруг».
  • «Пермь — очень классный город в плане дизайна, и здесь есть многое, что заставляет тут оставаться».
  • «Есть мнение, что все люди, все страны — они как дети. В этом главная проблема: нам столько лет, а мы еще не повзрослели».

Моя история

Мои родители имели простые для советского человека профессии: папа — инженер в институте, мама — специалист в пермском доме моделей. Я в душе всегда был технарем и долго не мог определиться со своим профессиональным выбором. Поступил в политех на отделение прикладной механики и математики, параллельно начал заниматься сайтами. Наши учебные кабинеты были рядом с аудиториями дизайнеров, и однажды я с ними познакомился: нужен был дизайн для сайта. Так началось всё то, что связано с дизайн-студией «Кама». Вообще, я кандидат технических наук, и это тоже к дизайну в привычном понимании людей не имеет абсолютно никакого отношения, хотя, на мой взгляд, имеет.

Дизайн — это очень широкая область деятельности, где подчас необходимо принимать и разрабатывать много сложных инженерных решений. Это метапредметная сфера, где нужен весь комплекс знаний, от гуманитарных до технических, практически философия. Хороший дизайнер владеет всеми этими навыками и умеет их сочетать.

В дизайн-студии «Кама» мы поняли, что по отдельности невозможно делать серьезные проекты, а хотелось масштабных целей и задач. Найти людей, близких по духу, очень сложно, зато, когда они объединяются, получается комплексный, интересный продукт. Кто-то лучше делает иллюстрации, кто-то общается с заказчиком, кто-то проектирует, и в совместной работе объединяются все сильные стороны каждого участника.

Идея школы «Точка» появилась в 2011 году из проекта департамента образования «Уникальные школы». Суть его заключалась в том, что в отдельных школах будут преподавать профессионалы, знакомить детей с профессией и помогать реализовывать собственные проекты. Среди прочих предложений было и создание дизайн-школы. Наша студия откликнулась, поскольку мы всегда занимались в основном социально значимыми проектами. Поэтому школа «Точка» — это один из главных и самых любимых наших проектов.

Когда мы пришли, школа № 43 была странным зданием со всеми атрибутами 90-х. Мы вместе с дизайн-сообществом привели его в норму, разработали фирменный стиль и логотип, Эркен Кагаров, арт-директор студии Артемия Лебедева и идеолог проекта, предложил название «Точка». Нужно сказать, что без поддержки коллектива школы ничего бы у нас не вышло. Сейчас в школе есть экспертный совет, в который входят представители администрации и представители дизайн-сообщества, мы вместе решаем вопросы образовательной программы, интерьеров, формирования среды, взаимоотношений и корпоративной культуры.

Пять лет назад маленькие успехи казались космическими. Когда мы формировали мастерские, и в мини-типографию приехал резак, который мы распаковали и установили, это было как чудо: он здесь, он работает! Сейчас есть типография, фотостудия, студия прототипирования, керамическая мастерская, it-студия, текстильная мастерская, арт-студия, множество разного оборудования, и это уже воспринимается как само собой разумеющееся.

Мы создали то, что хотели: в «Точке» можно придумать что-то, тебе помогут это додумать и улучшить, и ты можешь это сделать прямо здесь. Здесь можно реализовать любую идею. Хочу подчеркнуть, мы делаем обычную школу: ту, которой она должна быть, ту, в которой хочется учиться.

Смотришь на школьников, вспоминаешь себя в их возрасте, и становится немного стыдно за себя: иногда ты делаешь им замечания, но ты же точно так же себя вел в детстве, если не хуже! Есть очень заинтересованные дети, есть те, успехи которых зачастую больше, чем успехи состоявшихся взрослых дизайнеров. Очень интересно, что будет дальше. Когда кто-то старается, хочется помогать всеми силами.

У нас нет задачи, чтобы все выпускники стали дизайнерами. Не важно, куда они дальше пойдут — в художники, в доктора, в юристы. Творческое мышление, которое мы развиваем в рамках школы, позволяет качественно решать задачи, а главное — эти задачи себе придумывать. Мы учим детей, чтобы они могли сделать что угодно из чего угодно в любых обстоятельствах. Учим придумывать и создавать новое.