Любовь Зайцева



Художественный руководитель и режиссер молодежной студии-театра «Доминанта». Автор идеи фестиваля «Тайны горы Крестовой», член Союза театральных деятелей РФ, лауреат премии в сфере культуры и искусства Пермского края, лауреат премии «Посол Пермского края».

Театр «Доминанта» существует с 2000 года, лауреат региональных и международных фестивалей и конкурсов. Ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой» проводится с 2012 года, стал культурным и туристическим брендом региона. Открывается уникальным проектом «Закат на горе Крестовой», в котором участвуют пермские и столичные театры.

Цитатник

  • «В юности хотела стать одновременно и актрисой, и режиссером, и еще кем-то вдобавок, но не знала, как назвать эту профессию. Когда стала театральным педагогом, поняла: вот же она».
  • «Провинция — в голове. Если человек ограничивает свою жизнь работой и магазином напротив дома, с такой бытовой закваской и целеполаганием не важно, как близко к Красной площади он живет».
  • «Актерская профессия сложна тем, что ты все время открыт, внутренне обнажен, ты отдаешь энергию, делишься ею со зрителями».
  • «Я влюбилась в Губаху, кажется, даже больше, чем коренные ее жители».

Моя история

Я родилась в Свердловской области, потом уехала с мужем в Томск. Очень любила этот город, мы хотели там остаться. Но по распределению мужа направили в Губаху, строить очистные сооружения на коксохимическом заводе. Думали, три года отработаем и уедем, но получилось иначе. Здесь родились трое наших детей, театр, у мужа тоже своя работа.

Театр «Доминанта» вырос из детской студии «Диалог». Она была открыта в 1986 году, и спустя 14 лет работы нам стало тесно в этом формате. Захотелось заниматься не только театральной педагогикой, но и делать «настоящие» спектакли, со взрослым звучанием. Детский театр остался рядом с «Доминантой», практически все актеры безвозмездно или за символическую плату занимаются с ребятами. Старших детей активно вовлекаем во «взрослые» проекты. Сейчас у нас около ста воспитанников, и новых пока не набираем. Все-таки речь не о массовом производстве — в первую очередь мы готовим кадры для себя. Только люди определенной закалки могут работать в театре «Доминанта». Мы — как команда корабля — должны всё делать сами, плечом к плечу. И не гнушаться никакой работы. Надо носить декорации — носим, надо красить — красим, надо репетировать — репетируем. У нас все люди универсальные, если нужно, то и завхоз пойдет на сцену.

В штате театра 10 актеров, но вокруг него образовалась команда, которая много лет работает вместе. Это люди нашего творческого и сценического вероисповедания. Из Перми, Екатеринбурга, Москвы — отовсюду приезжают ученики и друзья, чтобы участвовать в проектах в Губахе.

Театры на лето либо уезжают на гастроли, либо уходят «в спячку». Мы стали искать способ насытить культурную жизнь и в этот период. В результате родился ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой». Как некоторые из москвичей часто не идут на Красную площадь, так и порой губахинцы живут здесь много лет, а на гору Крестовую впервые поднимаются только благодаря нашим проектам. Природа Губахи и ее окрестностей разнообразна, каждый уголок как будто создан для своего произведения. Ландшафт придает спектаклю необыкновенную силу, каждый раз диктует неповторимое звучание. Я вижу, как после этих выступлений вырастает мастерство актеров. Им нужно «переиграть» природу, чтобы зрители смотрели спектакль, а не только любовались красотами.

Среди посетителей фестиваля совсем немного театралов. В основном люди идут на Крестовую гору из любопытства, с желанием необычно провести время с семьей. Но часть из них потом приходит к нам в театр, на спектакли. Губаха — небольшой город, и основной костяк зрителей постоянен. Но приезжают из Кизела, Александровска, Березников, Соликамска, Горнозаводска, Гремячинска. Мы не можем играть 50-60 одинаковых спектаклей за сезон и должны поддерживать интерес премьерами, быть экспериментаторами, новаторами. Сначала надо заманивать зрителя, и только потом его можно воспитывать и просвещать.

Я больше люблю делать камерные спектакли, чем собирать «стадион», потому что выше шанс достучаться, заглянуть в каждый зрачок, заглянуть и что-то повернуть в душе. Для подростков мы играем в малом зале, где они сидят очень близко к актерам, и становятся настолько включенными в процесс, что не отвлекаются на телефоны и разговоры.

Несколько лет назад меня беспокоило, что отсюда уезжают молодые люди, но сейчас вижу, что также и приезжают, есть свежая кровь. Поэтому в Губахе нет застоя, здесь живут активные и красивые люди. На самом деле многие большие города более провинциальны, чем Губаха. Можно сидеть на кухне, пить чай и страдать, ждать, пока что-нибудь произойдет. Но ничего не произойдет, пока ты не поднимешься и не станешь делать что-то сам. С провинциальностью надо бороться, в тех смыслах, что все делают её отрицательно-нарицательной, я делаю это с помощью искусства, и это хороший вариант.