Игорь Машуков

Через музыку хочется показать силу нашей уральской мифологии



Родился в Перми. Окончил Московский государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по специальности «Композиция». Член Союза композиторов России. Возглавляет Пермское региональное отделение Союза композиторов России. Художественный руководитель Международного фестиваля современной музыки Sound 59.

Цитатник

  • «Чем достойней человек, тем больше в нем доброты».
  • «В центре моей жизни — музыка, остальное — фоновые очертания».
  • «Композитор должен иметь биологическую потребность сочинять музыку. Это непременное условие».
  • «Бывает, приснится мелодия, но не дай бог ты ее запомнишь и начнешь воспроизводить. Пусть лучше останется иллюзия, что во сне ты был гениален».

Моя история

Я родился в музыкальной семье, и к музыке, видимо, сразу был неравнодушен. Помню себя, лежащим еще в младенческой кроватке, слушающим звончатую заставку к «Музыкальной шкатулке». Я слушал, испытывал блаженство и думал: какое счастье слышать эти звуки...

У родителей была и радиола со множеством пластинок, я любил на них смотреть, меня завораживало само вращение пластинок. Мама говорила, что я мог найти любую песню, чему они очень удивлялись: я тогда не умел читать. Мой отец был потрясающе музыкальным человеком, обладателем трофейного аккордеона. Его друг Рудольф играл, и я, маленький, как зачарованный, слушал часами.

В девять лет на уроке музыкальной литературы я услышал марш Черномора, и эта музыка так удивила и вдохновила, что пришел домой и сочинил свой «Марш Черномора». Показал его педагогу по аккордеону Михаилу Александровичу Кадочникову. Он отнесся доброжелательно, и с той поры я писал разные наивные и странные пьески. Вначале для аккордеона, потом уже для фортепиано.

Первым моим преподавателем по композиции стал профессор, руководитель кафедры композиции института Гнесиных, Николай Иванович Пейко. Он сам был учеником великого русского композитора Мясковского. Уроки проходили у Николая Ивановича дома, окна квартиры выходили на Красную площадь, и было видно собор Василия Блаженного, что на провинциальных студентов оказывало изрядное впечатление. Мой урок начинался часов в 10, потом приходил кто-то еще, мы слушали друг друга, потом Николай Иванович приглашал отобедать (он был гостеприимным человеком), и снова занятия. Так учился в течение пяти лет.

Само ощущение, что с тобой столько времени возится значительный композитор и человек, дает многое не только в плане развития, ты также касаешься великой традиции отечественной музыкальной культуры. Для молодого композитора это самое главное: что ты не Иван без роду и без племени, а продолжатель дела своих предшественников.

Год после окончания института я учился в ассистентуре-стажировке, а потом бросил, потому что Николай Иванович заболел, а я не захотел заканчивать у кого-то другого. Несколько лет прожил в Москве, а в 1993 году вернулся в Пермь: приехал открывать вместе со своими друзьями Никитой Широковым, Игорем Ануфриевым, Валерием Грунером и другими ребятами Пермское отделение Союза композиторов.

Союз композиторов — общественная организация. Главная задача — сообща создавать проекты и легитимно взаимодействовать с руководством края, города, страны, то есть продвигать музыку, созданную нашими композиторами.

Главный проект с 2005 года — Международный фестиваль современной музыки Sound 59. Я придумал его, и все мои друзья и коллеги поддержали идею. Современная академическая музыка — та, которая развивает высокие традиции отечественной музыкальной культуры. Это не массовая культура и не авторская песня, не джаз и не фольклор. У нас есть концерты, где мы показываем и другие жанры, но магистральная линия — исполнение сочинений современных авторов, продолжающих традиции высокой музыки в той или иной форме.

Дело не в языке, которым пользуется композитор, дело в том, что есть музыка талантливая, а есть не талантливая. Но мы не можем сказать, какая музыка лучше, никто из нас не Господь Бог. Моя задача, как руководителя фестиваля, найти то пространство, в котором она будет звучать, и заинтересованных в этой музыке слушателей. Есть музыка, которая собирает тысячные залы, а есть, которая привлекает пятьдесят человек. Но это не значит, что последняя — менее значимая. Моя задача — лишь создать условия для ее исполнения.

Если ты талантлив, то можешь писать любым языком. Но кто скажет про себя — я бездарен? Ты, хоть и устроитель фестиваля, но смертный человек. Сам, как человек и композитор, делай то, что считаешь правильным, но как организатор и руководитель — не фильтруй. Автор написал — твоя задача исполнить. Нельзя присваивать себе знание о том, какая музыка должна быть.

Я преподаю композицию в музыкальном колледже. Считаю, что занятие композицией важно для современного человека, ведь оно делает его другим — более креативным, гибким и изобретательным. Это очень абстрактный и сложный вид деятельности. Сейчас мы в сотрудничестве с педагогическим университетом решили провести исследование: что происходит с человеком, когда он занимается композицией? Меняется ли он? Если данные будут, мы сможем говорить уже не только об эстетическом, но и о личностном развитии человека через музыкальное сочинительство.

В 2017 году в Пермском музыкальном колледже мы создали ансамбль современной музыки Green Sound. Одна из задач ансамбля — исполнять музыку молодых композиторов Прикамья. Мы проводим мастер-классы для юных авторов. Помогаем им научиться писать музыку для флейты, скрипки, виолончели, фортепиано, электроники, а также для предметов, которые могут быть использованы в музыке. Например, для пилы, или тибетской чаши, или уникальных, сделанных по своему замыслу инструментов. В этом плане меня вдохновляет опыт советского авангарда 20-х годов, все эти стулофоны, шваброфоны, счёты-ударные и т. д., которые были сделаны по бедности и по широте и богатству духа.

Для меня очень важным событием стало знакомство в 1990 году с Евгением Алексеевичем Панфиловым. Он позвонил мне и предложил написать балет, посвященный творчеству Анны Ахматовой. Помню, на встречу я опоздал на 45 минут, но он меня дождался... Не успел я дописать один балет, как Панфилов заказал мне «Мужиков и Баб», потом «Сергея Есенина». Последний мы дописать не успели, поскольку Панфилов трагически ушел из жизни. Но я продолжаю сотрудничать с его театром. С художественным руководителем театра Сергеем Райником в 2016 году мы сделали реконструкцию балета «Реквием по Анне». В последние годы работаем над триадой балетов по сказам Бажова: уже показали «Золотого полоза» и «Дорогое имячко». Это древнейший пласт финно-угорской мифологии. Нижний мир — мир полоза, средний мир — мир людей, и верхний — мир священного лося, птиц и душ людей. Сейчас я сочиняю музыку к третьему балету бажовской триады. Это мое любимое детище. Хочется показать силу нашей уральской мифологии.