Игорь Дымшаков

Наша общая задача — заронить зернышко, зажечь интерес к Строгановской иконе



Художник-монументалист, иконописец, руководитель Ильинской Строгановской иконописной мастерской, вместе с женой Ольгой воспитывают четверых детей. Родился и вырос в Екатеринбурге. Освоил профессию художника-оформителя в училище им. Шадра, там же познакомился с реставрацией. Переехал в Пермь. Несколько лет назад, после знакомства с культурным и историческим наследием поселка Ильинский, решил остаться здесь жить, создать иконописную мастерскую и возрождать строгановские традиции.

Цитатник

  • «Жизнь в своем доме дает силы. Утром горожане выходят и слышат гул машин, а мы выходим — и пахнет хвоей».
  • «Я как православный христианин рекомендовал бы Евангелие, но его надо читать, уже когда взрослый человек».
  • «Я сам жил в многоэтажке и знаю, что в квартире свой мир не создать».

Моя история

Наша иконописная мастерская расположена в небольшой пристройке к нашему дому. Работаем вчетвером. Хочется разрастись, обзавестись мастерами, учениками. Но ребята, которые учатся в городе, не хотят ехать в провинцию.

Я выбирал между Кунгуром, Добрянкой и Ильинским. Но Ильинский победил, после того как я больше узнал о культурном прошлом старинного села, познакомился с музеем, и это меня очаровало. С детства у меня была мечта: жить со своей семьей в отдельном доме, в деревне. Так и сложилось.

Иконопись пришла в мою жизнь в Екатеринбурге в Архитектурном институте в 1996 году, когда начали активно изучать монументальное искусство в плотной связи с искусством церковным. Сейчас моей творческой задачей является возрождение существовавшей в Ильинском иконописной мастерской. Строгановская икона — камерная, небольшая, это не монументальное искусство. Много споров в искусствоведческой среде, нужна ли она или это уже умершее во времени художественное направление. Я считаю, что нужна, безусловно, потому что стиль очень красивый сам по себе, сформировавшийся, развитый. А красивое надо сохранять, приумножать. Не знаю, насколько это у нас получается, люди со временем оценят.

Церковные художники немного другой статьей идут: всякая публичность и прославление у нас считается греховным делом. Потому что, по канонам церковного искусства, — не мы сами создаем произведение, не мы кисточкой водим... Я убеждался в этом много раз. Известность должна получать мастерская, школа: живописи, резьбы, строительства — любого вида церковного искусства. Невьянская, Строгановская, Палех и так далее, никто не знает, что это за художники. Всё должно стереться, наши имена должны быть неизвестными. Не зря ведь художник никогда не подписывается под иконой.

Мозаичная икона — это стекло. Работая, мы постоянно режемся, а у меня, как у царевича Алексея, кровь очень плохо останавливается, но я никогда не боялся работать над мозаикой.

Почти каждое воскресенье к нам приезжают экскурсии, иногда по 40 человек набивается, я рассказываю о Строгановской иконе, это часть обязательной работы, которую нужно вести. Приходится постараться, чтобы никто не заскучал, не зевал, не хотел уйти.

Есть вещи, которые художник-иконописец должен делать обязательно. Первое — это участвовать в богослужении. Обязательны исповедь и причастие.

Если говорить о вдохновении, то очень важно бывать у других художников, смотреть их работы, возревновать к творчеству. И, конечно, обязательно ездить в экспедиции. Насмотренность важна. Мы смотрим не только старинное, но и современное искусство своих товарищей по цеху, решения, которые надо брать на вооружение. Вот это и вдохновляет.

Когда увидел пермскую деревянную скульптуру — очень понравилось. У меня есть тайное желание ее возродить. Но для этого нужен талантливый резчик. Конечно, есть Влас Иванович Нечаев, но он уже очень пожилой. Уникальная личность, о таком человеке нужно отдельный материал делать.

Самый главный принцип — ни один день не должен проходить даром. Особенно, когда живешь в маленьком поселке, видишь, как жизнь людей проходит на твоих глазах. В городе всё размыто, а тут течение времени чувствуется очень остро. Я всех знаю, кто вокруг живет. Бывает, идешь, тебя останавливают для разговора, поначалу казалось, что задерживают, а потом начал понимать, что это хорошо, это всем польза: и тебе, и им.

Хочется, чтобы наше дело подхватила молодежь. Это большая мечта. Ну а мечта не такая глобальная: расшевеливать людей, чтобы они становились более подвижными, оживали. Шевелить — моя задача, брать проекты и делать — для детей, соседей, местных жителей... Никогда в провинции не будет Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, поэтому надо делать то, что можем. Например, уже третий год проводим небольшой фестиваль «День всех святых на Макуринской горе», где строится часовня Всех Святых. Приезжает оркестр, устраиваем картонные побоища, поем песни, все играют, участвуют в мастер-классах. Фестиваль растет на глазах, как цветок. И лучшая награда за труды — счастливые лица всех, кто приезжает.

Не место красит человека, а человек место. Желаю, чтобы люди не боялись оставаться там, где они родились, выросли. Не надо бояться взять косу и выкосить улицу свою. Шевелиться надо.