Георгий Чагин

Вдохновляет жажда знаний



Ушел из жизни 11 ноября 2018 года.

Работал заведующим кафедрой древней и новой истории России Пермского государственного национального исследовательского университета. Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник высшей школы РФ. Являлся председателем Ученого совета Пермского краеведческого музея, председателем Пермского регионального отделения Всероссийского общества «Энциклопедия российских деревень», членом Общества М. А. Кастрена (Финляндия). С 1975 года возглавлял созданную им Камскую этнографическую экспедицию, которая значительно пополнила источниковедческую базу по истории и этнографии Урала. Лауреат Строгановской премии.

Моя история

Я родился 24 апреля 1944 года на севере Пермского края, на берегу Чусовского озера, на хуторе с названием Бани в Чердынском районе. Есть много людей, которые родились, скажем, в Дели. Но очень мало людей, которые родились в Бани. Там прошло мое дошкольное детство. А в 1952 году меня привезли в Ныроб и отдали в школу. Тогда к школе читать и писать не умели. Еще в школьные годы я увлекся краеведением, местной историей. В 9-м классе мы организовали исторический музей, я был его директором. К концу 11-го класса у меня не стоял вопрос «Кем быть?» — всё было решено. В 1962-м окончил школу и поступил в Пермский университет. После окончания уехал в Чердынь и почти 7 лет работал директором Краеведческого музея. А в 1974 году перешел в Пермский университет, где работаю по сей день (Георгий Николаевич умер в ноябре 2018 года. — прим. ред.). С 1995 года заведую кафедрой древней и новой истории России. В аспирантуре обучался в институте этнологии им. Миклухо-Маклая (теперь РАН) в Москве. Там же защитил две диссертации.

Одновременно с поступлением в университет начал работать экскурсоводом в Пермском областном краеведческом музее. И, пока был студентом, проводил экскурсии по всем темам музея. Музей стал моим вторым «университетом». В 1972 году в Чердыни вышла моя первая книга, конечно, про Чердынь. Ничуть не жалею, что провел здесь 7 лет. Наоборот, если бы не провел, я не был бы исследователем. Все мои работы посвящены родному краю. А сейчас решил выпустить книги по самым настоящим родным местам (Ныроб, Печора, север). Туда за 50 лет совершил 24 экспедиции. Все они оформлены в дневниках. В книгу я включу только 25 дневников экспедиций по северу, это будут материалы десяти лет, но написано их значительно больше (Из запланированной Георгием Николаевичем пятитомной серии вышли в свет два тома. — прим. ред.).

Во время экспедиций мы ездили к старообрядцам к истоку Камы. Сегодня она почти пустынная, а раньше успешно развивалась, была связующим звеном Камского и Печорского бассейнов. До XVII века торговлю организовывали купцы, которые завозили в Чердынь муку, зерно, мануфактуру, порох, ружья. И через волок везли в Печору. Договаривались с местными охотниками, менялись на пушнину, дичь, рыбу. На низовой Печоре водились тогда голубые песцы... Важно оставить потомкам память о том, как жили люди на этой территории.

Пермская губерния создается по указу Екатерины II с центром в Перми, а если брать более ранние времена — период Перми Великой, то колыбель — это, конечно, Чердынь. Первый раз Пермь Великая упомянута в летописи 1324 года, когда брат московского князя Ивана Калиты Юрий Данилович отправляется в Золотую Орду с заданием отвезти меха хану. Оказалось, что мехов на княжеском дворе мало. Но было известно, что они есть на Каме, в Чердыни. Юрий Данилович пошел сначала в Пермь Великую, а потом по Каме и Волге спустился к хану. Так записано в летописи. А сама Чердынь упомянута впервые в 1451 году, когда московский князь Василий II поставил сюда своего наместника князя Михаила. Поставил, конечно, не на пустое место, а на значимое, на выделяющееся среди других поселений в Верхней Каме. Это первое упоминание города Чердынь, но, безусловно, она была раньше, здесь уже в X веке люди жили.

Пермский край заселен давно, археологи говорят, что на этой территории человек появился 200 000 лет назад — по реке Чусовой найдены ранние стоянки. Край богат историей, здесь состоялись великие события: первой на Урале Пермь Великая вошла в состав Московского государства, первая на Урале христианизация тоже в Чердынском крае.

Меня много куда приглашали работать. Но родной край я никогда не собирался покидать. И все мои работы посвящены краю, его северу. Я хотел остаться в Чердыни, но, когда пригласили в Пермский университет, согласился. Мне было 30 лет, женат, без жилья, без опыта преподавания, всё пришлось начинать заново.

Для меня очень важной была книга Н. Н. Серебренникова «Урал в изобразительном искусстве» (Пермь, 1959), еще могу отметить приключенческую книгу Ю. Г. Вылежнева — географа Пермского университета.

В Пермском музее работала Эмилия Павловна Андерсон (Э. П. Андерсон — историк, музейный работник, заслуженный работник культуры РФ. Под ее руководством на протяжении десятков лет велось комплектование коллекций музея по теме «Досоветское Прикамье». — прим. ред.). Она оказала на меня большое влияние. Конечно, Владимир Антонович Оборин (Советский и российский археолог, специалист по древней и средневековой истории Урала, 1929-1995. — прим. ред.), Владимир Петрович Денисов (Старейший археолог Пермского края, исследователь, отдавший более 50 лет работе в Пермском краеведческом музее, заслуженный работник культуры, 1927-2012. — прим. ред.), с которым мы ездили на раскопки все студенческие годы на мою родину. И я даже обнаружил стоянку эпохи бронзы возле дома, в котором я родился. Находки эти сейчас в Пермском университете.

Меня вдохновляет сохраняющаяся жажда получения знаний о крае и желание передать это знание другим. Скоро выйдет второй том по истории храмов, очень солидный. Всего разных книг у меня больше 40, а статей — почти 600. Я подготовил 11 кандидатов наук, был оппонентом 46 диссертаций.

Вот фотография, ей 100 лет. Это мой дедушка и трое его сыновей. Николай, 1902 года рождения, — мой отец. Раньше родословную не изучали. Копнешь, а корни куда уйдут? К дворянам, к раскулаченным. Сейчас у населения появился большой интерес к своему родословию. В архиве сидят люди, ищут предков. Важно воспитывать интерес к своему краю. Сейчас он возрождается через религию, потому что религия ведет к корням. Историю свою знать надо, хотя бы какой-то минимум.