Данил Гурьянов

В начале было ничто, а потом это воплотилось в нечто



Родился в Перми. Легендарная фигура городской клубной жизни; идеолог, автор концепции и основатель клуба «Квадрат», а также бара «Дом культуры». Креативный продюсер фестиваля «Место силы».

Цитатник

  • Чтобы выбрать то, чем ты хочешь заниматься, нужно вглядываться в детство, понять, что нравится и что получается, что ты по-настоящему любишь.
  • Есть шесть вещей, в которых нет предела — их можно созерцать, развивать, производить вечно: природа, человеческое тело, общение с другими людьми, научное познание, творчество (когда ты уподобляешься Творцу) и любовь.
  • Меня вдохновляют люди, которые ощущали мир так же тонко и остро, но у них все-таки хватило ума не сдохнуть в 27 лет и созидать подольше.
  • Я не люблю слово «равновесие», но люблю слово «баланс»: напряжение между двумя полярностями и заставляет так безудержно крутиться мой мотор!

Моя история

Я из Перми. Воспитание мое было строгим, но справедливым: любовь, но без лишнего баловства. Мама занималась медициной, отец — бизнесом. С детства я любил выстраивать альтернативные миры и играть в них по своим сценариям. Помню, как в шестом классе мы под началом Наталии Шостиной ставили городской спектакль «Прикамское чудо», где основой сценария стала моя сказка. Я в этой постановке даже и актером был. Сначала я был камнем, а на следующий год уже духом. Еще тогда почувствовал это чудо: вначале было ничто, а потом это воплотилось в нечто.

После школы № 9 я ушел в лицей при ВШЭ, и там произошло становление моей личности: там включили «зеленый свет» моему желанию раскрыться в том, что люблю и хочу делать. После некоторых размышлений я понял, что мои «нравится и получается» находятся в плоскости организации мероприятий и коммуникаций с людьми. Я сказал родителям: давайте я поступлю «на бюджет», вы мне дадите половину денег за платное образование в вузе, я куплю себе плохую тачку, плохую аппаратуру, начну проводить вечеринки. Затем стану арт-директором какого-нибудь клуба, а потом все двери открыты хоть в политику, хоть в бизнес. Родители на авантюру согласились. Спустя 10 лет, могу сказать, что я их ожидания превзошел.

В 2010 году мы открыли «Квадрат». В нем выявилась и сформировалась энергия целого (якобы потерянного) поколения. Мы смогли запустить волну. Тогда не надо было думать о смысле жизни, вся энергия космоса была с нами. И я окончательно понял, что больше ничем другим заниматься не смогу и не захочу: потому что я чувствовал, что мое дело было связано с чем-то настоящим, причастным к очередному витку спиралевидного развития цивилизации.

После закрытия «Квадрата» мы сказали, что будет «Дом культуры» — еще за три года до его открытия. Начали делать промовечеринки в городе и других городах, искать помещения, деньги под проект. В нас верили и публика и инвесторы, но тогда мы были еще слишком самонадеянными и инфантильными. Когда клуб наконец открылся, пошли первые счастливые гости и первые вопросы серьезного реального мира, но что-то было не так, и наш дом тонул. Сначала мы не понимали, ведь думали, что всё делаем правильно: у нас 5000 лояльной аудитории, и мы матерые патимейкеры. Но на самом деле, выйдя из «андеграунда в свет», мы ничего не поменяли, не научились заниматься бизнесом и не смогли создать продукт на том уровне, чтобы качественно удовлетворять спрос даже лояльных посетителей. Всё происходило в стиле «смешать, но не взбалтывать»: сегодня вечер джаза, завтра к тебе пришли те же люди и застали панков, которые блюют со сцены и бьют бутылки. В результате мы крепко подорвали доверие к себе у всех аудиторий и приобрели долг в один миллион рублей.

В итоге мы честно обсудили то, как нам «хочется», и то, как делать «нужно», перебрали все наши идеи и концепции, и из семи продуктов, которые производил ДК, оставили только два. А сейчас стараемся свести всё к одной: вечеринки. Остальное должно переехать в другой проект (бар «Наташа», открытие которого планируется на конец апреля 2019 года). Хотя сейчас у нас хорошая кухня и выдача любого блюда за 5-7 минут, но люди идут к нам не ради этого: они идут танцевать, выпивать, расслабляться — культурно бесов выпускать, жизнь праздновать по выходным так, чтоб на утро стыдно не было. Зачем им заходить в ДК поужинать в среду вечером, например, если в субботу ночью в любом случае придут отрываться к нам? Конечно, им интересно приобрести новый потребительский опыт (и слава богу, что так), поэтому в будни они идут в другой бар. Наш следующий проект станет этим «другим баром».

Суть того, что такое концепция, можно передать через метафору пирамиды, объем в которой (читай — смысл) может строиться на трех точках: визуалка, текстовая составляющая и идейный посыл. Когда они соединяются, происходит волшебство. Но когда тебе нужно тиражировать однообразные вечеринки, а ты привык изобретать новые миры, то ты льешь водку и слезы, и однажды приходишь к выводу, что музыкальный формат (он в ДК на 180 градусов изменился с начала работы клуба) — это всего лишь форма, а форма должна быть по факту простой. То есть для того, чтобы достичь успеха в бизнесе, сначала ты должен дать потребителю то, что он хочет, не заставляя его чувствовать себя глупо, а уже после вкладывать в продукт содержание, исходя из своих задач. Идеальный пример — это Ваня Ургант, который нравится и бабушкам, и гопникам. Юмор, ирония, доброта, искренность, за которыми стоит гигантское количество работы, концепции и опыта.

Основа философии сотрудников и гостей «Дома культуры» — я прихожу сюда, чтобы быть свободным, но чтобы моя свобода не мешала свободе окружающих людей. Поэтому наш клуб — это единственное в Перми заведение с таким строгим фейс-контролем. Мы спрашиваем паспорта у всех, даже у седобородых мужчин. В основном, чтобы проверить их реакцию. Таким образом мы гарантируем физический комфорт и безопасность, а также то, что люди внутри встретят других людей, пришедших улыбаться.

Название «Дом культуры» появилось, потому что хотелось создать мультифункциональную площадку. Вначале это так и было: мы объединялись как только могли, создавали разные коллаборации, но в текущих реалиях у такой истории (кластер) должен быть меценат. А у нас пока их нет: крупные бизнесмены живут в других странах и не распускают здесь свои облагораживающие пространство мицелии. Для развития нужен либо политик, либо бизнесмен, который будет воспринимать культуру не только как задачу, но как и личную миссию. Мы чувствуем в себе силы выступить в этой роли. В прошлом году мы продюсировали фестиваль в честь Дня молодежи Перми «Место силы» — собрали 10 000 человек, попробовали, каково это, не попадая в политику, остаться предпринимателями с определенной социальной функцией. Продемонстрировали на примере, что без нас политики свои градообразующие задачи не смогут решать так эффективно.

Я не люблю слово «равновесие», но люблю слово «баланс»: максимально амплитудные колебания от социально одобряемого, альтруистичного, светлого, созидательного до саморазрушительного, лиричного, драматичного, рок-н-ролльного; от мужского до женского начала, от экстраверсии к интроверсии и обратно. В моем случае я никогда не смогу сделать выбор в одну из сторон и буду проживать две жизни. Именно это напряжение между двумя полярностями и заставляет так безудержно крутиться мой мотор!

Когда я однажды понял, что у меня произойдет всё так, как я хочу, смысл жизни временно потерялся. Это вроде чувства, когда родители обещают тебе велик за пятерки в полугодии, а потом ты через две недели видишь его плохо спрятанным в гараже. Но жизнь — это не результат твоих планов, а процесс здесь и сейчас. Нужно стремиться к великим амбициям, но быть сфокусированным на моменте.

Я изначально хотел найти свою миссию, неисчерпаемую, чтобы было чему посвятить жизнь и не думать уже об ее смысле никогда. И я ее нашел. Моя миссия — это город Пермь. Я искренне считаю, что Пермь может стать следующей культурной Меккой России. Мы похожи на английские Бристоль или Манчестер, здесь есть правильная отдаленность от столиц и невысвобожденная гумилевская пассионарность. Я искал опровержения этому, но находил только подтверждения, и поэтому готов посвятить свою жизнь Перми. Я чувствую свою неразделимую связь с этим городом, готов телом на ДЗОТ прыгнуть, если мне скажут, что ты умрешь, но город будет таким, каким ты его хочешь увидеть. Но великие результаты — это результат маленьких добрых дел, над которыми ты усердно трудишься ежедневно. Счастье, что в Перми есть немало людей, солидарных с такой точкой зрения.