Ансамбль «Триголос»

Без песни жизни нет



Ансамбль «Триголос» образовался в 2015 году. Ирина Пыжьянова — этномузыкант, исполнительница фольклора, музыки Средневековья и Ренессанса. Марина Крысова — народный мастер, специалист по традиционному текстилю. Марина Суханова — секретарь Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при Министерстве культуры Пермского края, эксперт в области традиционной культуры и фестивального движения в Пермском крае.

Репертуар коллектива формируется на основе экспедиционных записей участниц 1990-2010 годов и дополняется из опубликованных архивных источников. Лауреат конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» в рамках Международного фестиваля этнической музыки и ремесел «МИР СИБИРИ» 2018 года в номинации «Ансамбль малой формы»; номинант на присуждение премии в сфере этнической музыки Russian World Music Awards (2017), финалист Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли» (2017).

Цитатник

  • Ирина Пыжьянова: Вдохновение — внутреннее состояние, при котором ты готов воспринять окружающие события и знаки. Иногда просто птица пролетит — а ты испытаешь это яркое чувство. Источником вдохновения может быть всё.
  • Марина Крысова и Марина Суханова: С тех пор как мы стали высыпаться, сил и энергии стало больше.
  • Ирина Пыжьянова: Меня очень радует, что мы можем жить на этой земле и петь свои песни.
  • Ирина Пыжьянова: Главная проблема сегодняшних людей — неумение и нежелание слушать других, и слушать себя. Людям страшно быть собой.

Наша история

Марина Суханова: Я родилась в Перми. Обе бабушки у меня пели. Мы из поколения «под столом», когда слушали все застольные песни, хихикали, порой вылезали, вставали на стул и выступали сами. В те годы, конечно, не думалось, что традиционная культура будет делом жизни. В 15 лет я пришла петь совсем другие песни во Дворец пионеров в ансамбль «Рабочая песня» под началом Игоря Геннадьевича Носкова. Я не попала в основной состав, мой вокал долго вытягивали, а потом услышала, как распевается фольклорная студия при ансамбле, и эта манера стала для меня потрясением и ключом к музыке.

Марина Крысова: Помню из детства, как люди за столом собирались и пели, хотя бы на два голоса. Я тоже пела романсы с бабушками, а потом в 90-е одним из предметов в школе был фольклор. Так понравилось, что пошла заниматься в фольклорный ансамбль при университете «Песельная артель».

Ирина Пыжьянова: Я родилась и выросла в Перми. Много времени проводила с мамой, она пела со мной песни советского времени. Идем в магазин — поем; идем обратно — снова поем. Потом я пошла учиться в музыкальную школу, и моя преподавательница Людмила Витальевна Мальцева, руководитель фольклорного ансамбля «Роднички», пригласила в свой коллектив. И с той поры без песни мне уже жизни не было.

Марина Суханова и Марина Крысова: Мы вдвоем встретились в 1995 году в «Песельной артели». Но никогда не думали, что будем петь вместе с Ириной, особенно когда началась история экспериментальных проектов — коллектива «Вороново крыло» и фольклорной студии «Древо», которыми руководила Ирина и которые развивали этнофутуристическую тему. Мы считали, что нам с этим подходом не по пути, мы больше поем «традицию». Но все работали в Доме народного творчества, и после закрытия «Древа» Ирина неожиданно обратилась к нам. Поначалу были удивлены, но решили попробовать петь втроем, тем более, что у нас никакого активно работающего проекта тогда не было.

Ирина Пыжьянова: Мне с ними очень интересно, у моих коллег свой экспедиционный опыт. Очень нелегко в разнообразии современного мира сохранять идентичность; даже занимаясь проектами в сфере этнической музыки, очень легко уносишься в какие-то дали, забывая, как песни звучали изначально. Для меня важно возвращаться к аутентичному звучанию, поэтому я и стала петь в коллективе.

Долго придумывали название. «Две Марины и Ирина назвались Екатерина» — был такой вариант. Катя — имя из так называемых женских нарицательных, на юге России таким нарицательным является Марина, где-то Дуня, а в Пермском крае очень много песен про Кать. Мы даже хотели одно время собрать программу песен «про Кать». Было много вариантов названия нашего трио, но все они забылись: сами придумали, сами обсмеяли. Завидуем коми-пермякам: они назовутся вроде «Голубенький цветочек» или «Ясная зорька», и на коми-пермяцком звучит хорошо и необычно. А у нас или пафос, или дурь какая-то. Наше название как раз коми-пермяки и подсказали: я вспомнила хоровод, «там девки гуляли, там красны играли, триголосом-лесом». Нас трое, вот и играем триголОсом.

У нас насыщенная фестивальная жизнь. В прошлом году ездили на международный этнический фестиваль «Кукушка», на фестиваль «Музыка Земли» в Москву, традиционно выступаем в Екатеринбурге на фестивале «Димитриев день», а в этом году побывали и на самом крупном фестивале этнической музыки России «Мир Сибири». Сейчас у нас реализуется прекрасный проект с коллективом JazzAeterna. Исполняем много песен с русского Юга и из Центральной России, где сохранились песни обрядового весеннего и летнего цикла. Пермский край бедноват календарной традицией, но богат хороводами и лирикой. Пытаемся сейчас сделать большой свод хороводной традиции Пермского края, работаем в студии уже больше года.

Мы достаточно много ездим по Прикамью, эта часть деятельности связана с Пермским домом народного творчества, где мы репетируем. Это очень интересные поездки: кроме выступлений, лекций, встреч, это в том числе форма экспедиционной деятельности. Во многих местах края еще остался говор, психология, обычаи гостеприимства — даже если не сохранилась песня, вокруг осталось то же самое, что эту песню окружало.