Алиса Филичкина

Rave, Eat, Design



Родилась и работает в Перми. Модельер, дизайнер одежды, идеолог и организатор Red Market. Тренер сборной России по компетенции Fashion technology чемпионата WorldSkills.

Цитатник

  • Меня очень расстраивает непрофессионализм, который подкрепляется амбициями. Не люблю, когда люди берутся не за свое дело.
  • Любимое дело — сидеть в мастерской и что-то молча «работать руками», шить. Это удается редко: чаще приходится работать головой и разговаривать.
  • Мое главное достижение — сын. Ему десять лет. Всё ничто по сравнению с ним.

Моя история

Я из прекрасной пермской семьи. Мама — дизайнер, конструктор одежды и технолог — училась в Германии, после чего открыла здесь мастерскую и школу МИФ, которая готовила модельеров-конструкторов. Что делает мой папа, я до сих пор понимаю плохо: их компания, разросшаяся с пяти человек до огромного коллектива, занимается автоматизацией крупных производств. Мои бабушки — учителя и педагоги, мы вообще семья педагогов.

Профессиональный выбор передо мной не стоял, ведь я росла на модных показах. Но шить никто не учил, я сама наблюдала за происходящим и старалась повторить. Все мои первые вещи были сшиты вручную. Сразу после школы я поехала в Петербург: хотя был вариант с Москвой, но мне ни жить ни быть нужно было именно в Питер. Пыталась поступить в Институт технологии и дизайна, но выгнали с экзамена по истории за списывание. И тут же подвернулась другая возможность: пойти на художественное проектирование текстиля в Институт культуры и искусств. Там был мощный костяк педагогов, многие были из Мухинской академии. Через четыре года я вернулась в Пермь, родила сына и продолжила учиться в МИФе на конструктора одежды.

К тому моменту активно работала в журналах, занималась фотосессиями и была стилистом. Появлялись предложения передавать знания, но наша учительская семья не могла допустить, чтобы я преподавала без педагогической базы. Поэтому пошла в колледж учиться на сурдопедагога. Мне это было интересно, даже возникли грандиозные мечты о производстве, куда можно брать слабослышащих людей. У языка глухих нет барьеров: я могла бы заговорить на нем везде, куда бы ни приехала, но процесс изучения очень сложный, этому надо посвятить жизнь. Может быть, я еще вернусь к этой идее.

В конце 2010-х годов стали набирать популярность дизайн-маркеты — «Пикник Афиши» в Москве, Fashion Week в Киеве, Sunday Up Market в Екатеринбурге, и мы с подругой Александрой Букриной стали по ним ездить с моей одеждой и ее украшениями. И подумали: а почему бы не создать такое же событие у нас? Первая попытка называлась «Гагарин-маркет»: потому что в Америке маркеты выходного дня называются по улице, где они проходят, плюс Гагарин — это первый человек в космосе, и это символично. Прошел он, правда, не совсем на бульваре Гагарина, а в ДК «Искра». Команда состояла из нас, инвестора и Алёны Кобылянской, маркетолога по образованию. Первый маркет прошел хорошо: прилетели ребята из Москвы, Петербурга, заявились пермские дизайнеры. Многие деятели приехали и пришли бесплатно, просто для того, чтобы стало красиво, ярко и необычно и чтобы случился праздник. Но потом в нашей команде настал разлад: глубоко не сошлись во взглядах с инвестором. Ушли, отдали название, решили, что начнем всё заново.

Уже весной сделали первый Red Market. Сейчас вспоминаешь: парты таскали сами, ни столов, ни оборудования не было, разгружали газели мы тоже сами... Я покупала кабели, знала, сколько киловатт можно подключить и как это сделать... Вскоре мы четко разделили обязанности: Саша отвечает за дизайнеров, я — за еду, Алёна — за образовательно-развлекательную часть. Ну и все глобальные и организационные вопросы традиционно на мне: сметы, договоры и прочее.

Всё придумывалось у меня на кухне. Хотелось, чтобы название было коротким и понятным. Красный — это выходной день, праздник, красный день календаря... К тому же, у моей мамы был фестиваль «Красное платье», и мне хотелось продолжить мамину линию.

Сейчас Red Market я могу сравнить с ребенком, который быстро вырос. Он уже год переживает процесс пубертата и вроде бы сформировался, но не хотелось бы застрять в подростковом возрасте. Как быть? Пригласить еще больше дизайнеров? Но покупательская способность у людей упала, и сейчас Red Market скорее превращается в маркет еды, а для нас основная миссия здесь — это именно поддержка пермских творцов.

После Red Market'a идея пошла в массы, а нас начали привлекать для организации разнообразных событий. Например, недавно делали новоселье для одной строительной компании: праздник во дворе новостройки. Наш фотограф потом сказала: «Удивительно, приезжаешь на Парковый, заезжаешь во двор, а тут Red Market, та же атмосфера и та же музыка».

Когда нашему мероприятию был год, мы решили сделать вечеринку в огромном помещении недавно отремонтированного ДК «Искра». Получилось очень круто: внушительный ангар ребята из SecretBar за сутки превратили в локацию для рейва: гигантские трибуны из поддонов, огромные проекции на стенах, несколько баров, зон отдыха, сцена... некоторые до сих пор вспоминают эту вечеринку. И у этих же ребят тогда был фермерский рынок еды. Мы подумали: а что если объединить наших дизайнеров и их фермеров, вместе вложиться в музыкальную часть и создать летнее событие? Попытались подумать над новым названием, но в итоге остановились на Red Fest, решив, что RED — это Rave, Eat, Design. Над Red Fest работает Red Market и Фермерский рынок еды в лице Кости Няшина и Анастасии Яхниной. У нас меняются люди, которые занимаются музыкальной частью: Саша Москотин, Маша Бербер, сейчас работаем с Викой Иконниковой. Есть, кто понимают в этой сфере лучше нас. Вместе обсуждаем, кого привозим, на кого хватит ресурсов. Команда разрастается.

Сейчас я еще являюсь тренером сборной России по компетенции Fashion technology чемпионата WorldSkills. Это всемирный чемпионат рабочих профессий, который проводится раз в два года с 50-х годов прошлого века, Россия участвовала в нем в третий раз. У меня были большие сомнения, интересна ли мне такая деятельность, в которой много бюрократии, а творчества мало. Но глобальная цель проекта мне симпатична — повышение качества среднего специального образования в России. На чемпионате представлены около 50 профессий: это и строители, и механики, и вся бьюти-индустрия.

В сентябре 2016 года у нас прошла первая тренировка, сейчас в команде две девочки. Недавно они приехали с европейского чемпионата, где наша компетенция взяла серебро, а Россия стала чемпионом Европы в медальном и балловом зачете. На мировом этапе мы заняли пятое место из тридцати, это тоже неплохо, учитывая, что состязались с китайцами и бразильцами, которые работают как машины. Тренерская работа проводится каждый месяц: мы ставим задачи конкурсантам, готовим их к предстоящим чемпионатам, собираемся на том или ином полигоне в разных городах России. Конкурсная задача может быть такой: нарисовать технический рисунок, сделать лекала, сшить платье на подкладе за шесть часов. Я занимаюсь с ребятами дизайном, поэтому больше люблю EuroSkills, мировой сложней и больше в жанре «впихни в одну модель как можно больше технических сложностей».

На дизайнерскую деятельность меня всегда вдохновляли фильмы и книги: Бориса Виана и его «Пена дней», сказы Бажова, «Куклы» Такеши Китано. А сейчас источником вдохновения становятся люди, их энергия, эмоции, мысли, образ жизни, профессионализм.