Алексей Илькаев (Sad Face)

Страдания — необходимый инструмент развития



Алексей Илькаев сегодня — один из самых известных пермских художников. Он родился на окраине Перми. Окончил колледж по специальности «Автослесарь». С 2011 года занимается арт-проектами, наиболее известен по изображениям, которые получили в народе название «грустное лицо», или Sad Face. Это «имя» в итоге и закрепилось за художником.

Цитатник

  • «Я знаю, что человеку доступны более глубокие вещи, чем рутина мира людей».
  • «Однажды увидел картину Демона Влада. На ней нарисованы песочные часы, а вместо песка сыплются люди, и надпись: „Не трать время зря“».
  • «На меня сильно повлиял фильм „Хранители“, там есть такая штука — часы судного дня. Полночь означает начало ядерной войны. „Без минуты полночь“, время тает».
  • «Горжусь, что в аварию попал и выжил. На лице живого места не было: 10 переломов, кровоизлияние в мозг. Выжить после такого и что-то делать — это подвиг. Прикольно, что так можно».
  • «Я боюсь заблудиться в каком-нибудь мире и не вернуться. Когда попал в аварию, думал, что это сон, и не могу проснутся».
  • «Самая сильная мотивация — отсутствие какой-либо мотивации. Когда твой разум говорит что ты повержен, вывозит воля».

Моя история

Любимое дело — творить. Рисовать начал с детства, сколько себя помню. Наиболее активно — с 7 до 16 лет. В школе всегда рисовал, всегда с собой были тетрадки с рисунками.

Учителя жаловались, но не слишком активно. На уроках сижу, вроде бы слушаю, а сам рисую.

Sad Face пришел спонтанно, я его не планировал. Когда окончил колледж, как с цепи сорвался. В то время я *** (был в шоке) от того, что попал во взрослую жизнь. Sad Face был способом найти себя, с этого я начал. Мы делали проект с Максом Чёрным: разводили краску, брызгали на стену, она растекалась, выходило красиво. Но мне хотелось конкретики.

Однажды я нарисовал лицо, оно стекло. Грусти в этом не было, просто прикол. Я продолжил делать, много нарисовал: за три месяца больше трехсот лиц. Дело происходило зимой, а в холода обычно никто не работает, а тут прикольно: минус тридцать, а работы появляются.

Sad Face — это придумал не я. Кто то из знакомых так назвал. По-русски значит «грустное лицо». Я не закладывал смысл, что оно грустное. Но тема грусти на самом деле очень важна.

Страдания — необходимый инструмент для развития. Трудности и преодоления в жизни — это восхождение, это цемент личности.

Работы с ладонями (MEMORY, 2018) — про память, про цикличность, про необходимость пересмотреть свою жизнь. Страдание помогает увидеть цикличность. Совершая ошибку, человек вырывается из порочного круга и так выходит на качественно новый уровень. Поэтому я поднимаю несколько тем в разных образах, но все они между собой связаны: ладони, лица, маски.

Я остался в Перми, потому что определенные вещи, связанные с эволюцией моей личности, еще не закончены. В том числе это связано с проблемой самоутверждения.

Мне нравится Пермь, может быть, и в силу привычки. Но я понимаю, что надо развиваться, выходить на европейский рынок. Хочу делать большие серьезные проекты, не маргинальные, но честные и иногда непонятные. В России в подобное редко кто вкладывается.

На меня сильно повлияла авария, 13 мая 2017 года поехал покататься под Питером на квадроцикле, разогнался с горы и въехал в дерево. Тогда я занимался коммерческой росписью, это что-то между творчеством и рекламой. Авария сподвигла расставить приоритеты, после нее я вернулся в искусство. Время уходит, и нельзя растрачивать себя.

Для меня знаковой была работа KAMA, 2018. Идея появилась давно, но всё оттягивал реализацию. Был период: денег нет, за квартиру платить нечем, и всё давило. Я подумал, могу сделать что-нибудь жёсткое. Собрался с духом и сделал. Получилось сильно. Эта работа стала переломной.

Сейчас лучше понимаю в чем ценность искусства и что такое художественный жест.

В нашей культуре атрофировано философское отношение к смерти, духовности, подлинной силе человека, и я стараюсь в своем творчестве эти темы затронуть. Я пытаюсь разоблачить заблуждения. Не могу сказать, что боюсь смерти. Но не хотел бы умереть, занимаясь росписью фасада или сидя в офисе, на кого-то работая. Вот сейчас мне умереть не страшно.